Организационные системы функционируют и развиваются с различным уровнем эффективности. Важным фактором, позволяющим существенно увеличить эффективность организации, является организационная культура. Успех работы организации в рыночных условиях в значительной мере зависит от ее репутации как делового партнера. Репутация имеет совершенно определенное материальное выражение. Репутация предприятия определяется его надежностью как партнера, качеством выпускаемой продукции и некоторыми другими факторами. Все эти моменты можно описать понятием организационной культуры.
Организационная культура представляет собой комплекс целей и ценностей, стратегий качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, правил поведения и моральных принципов работников, позволяющий поддерживать высокую репутацию фирмы в деловом мире. Организационная культура характеризует отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, системе финансов и производственным обязательствам, степени открытости и достоверности информации. Организационная культура воплощается в системе правил, традиций, ритуалов и символов, постоянно дополняющихся и совершенствующихся.
Организационная культура подвержена влиянию национальной культуры. Часто черты и характеристики национальной культуры какого-либо народа дают возможность понять характерные особенности элементов организационной культуры.
Элементы национальной культуры:
физическая среда (например, люди, живущие в горах, сталкиваются с другими проблемами повседневной жизни, чем те, которые живут в пустынной, изолированной местности);
общие системы ценностей и верований (религия во всех пониманиях является важным источником культуры);
исторический опыт (так, народы, которые пережили многие войны, отличаются упорным стремлением отстаивать элементы национальной культуры;
различия в историческом прошлом накладывают отпечаток на фольклор, литературу и т.д.);
уровень развития (чем больше развита экономика, тем сильнее тенденции к развитию индивидуализма).
Элементы организационной культуры:
индивидуальная автономность – степень ответственности, независимости и возможность проявления инициативы работниками в организации;
структура – взаимодействие органов управления организации и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
направление – уровень формирования целей и направлений деятельности организации;
интеграция – степень поддержки отдельных частей (субъектов) организации для обеспечения скоординированной деятельности;
управленческое обеспечение – степень соблюдения четких коммуникационных связей в организации;
поддержка – уровень помощи подчиненным, оказываемой руководителями;
стимулирование – степень зависимости вознаграждения работника от результатов труда;
идентифицированность – степень отождествления отдельных работников с организацией;
управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов в организации;
управление рисками – степень поощрения инновационной активности и принятия на себя риска. Организационная культура является предметом анализа, который проводится в том случае, если требуется установить реальное состояние организационной культуры с целью повышения ее уровня. Обычно современные организации постоянно стремятся развивать организационную культуру. Это позволяет им выигрывать в конкурентной борьбе, создавая устойчивые конкурентные преимущества. В разных компаниях могут ставиться различные приоритеты в развитии организационных культур.