Анализ внутренней среды организации представлен в таблице.
Таблица 1 - Анализ сильных и слабых сторон организации
Сфера |
Факторы |
Вопросы для анализа |
Персонал |
• Управленческий персонал • Мораль и квалификация сотрудников • Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли • Кадровая политика • Использование стимулов для мотивации выполнения работы • Возможность контролировать циклы найма рабочей силы • Текучесть кадров и прогулы • Особая квалификация сотрудников • Опыт |
• Какой стиль управления использует высшее руководство • Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства • Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации • Насколько квалификация менеджеров среднего звена позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества • Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам • Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации • Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля |
Производство |
• Отношения с поставщиками услуг • Товарно-методическое обеспечение продукта (проспекты, инвентарь и др.) • Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей • Экономия от масштаба производства • Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль • Отдача от использования оборудования • Контроль за процессом изготовления продукта • Проектирование, составление графика работы • Контроль качества • Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек • Исследования и разработки, инновации • Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара |
• Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня или же они морально устарели • Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы • Какова отдача от исследований и разработок • Приводит ли НИР к созданию принципиально новых продуктов |
Маркетинг |
• Продукты (услуги) производимые фирмой • Сбор необходимой информации о рынке • Доля рынка • Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения • Жизненный цикл основных продуктов • Каналы распределения: число, охват и контроль • Организация сбыта: знание потребностей покупателей • Имидж, репутация и качество товара (услуги) • Продвижение товаров на рынок и их реклама • Ценовая политика • Процедуры установления обратной связи с рынком • Развитие новых продуктов, услуг и рынков • Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара • Отношение к марке |
• Что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантия • Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем • Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции к изменению ее доли рынка • Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков • Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей. |
Финансы |
• Возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала • Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов • Отношение к налогам • Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам • «Рабочий» капитал: гибкость структуры капитала • Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек • Система учета издержек, составление бюджета и планирование прибыли |
• Каковы тенденции к изменению финансовых показателей деятельности организации • Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями • Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности • Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организаций • Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику |