Свободное время: определение, функции, подходы

Внерабочее время и связанное с ним устройство домашнего быта работников является немаловажным фактором внешней социальной среды организации. Это понятно, поскольку люди проводят на работе, учитывая выходные и праздничные дни, а также ежегодные отпуска, менее '/4 имеющегося в их распоряжении времени. Остальное время работник так или иначе посвящает дому, семейным и общественным обязанностям, отдыху. При этом различаются образ жизни городского и сельского населения, крупных предпринимателей и лиц наемного труда, а также людей, занимающихся преимущественно умственной или физической работой.

Временной ресурс работающего человека в будний день распадается на рабочее и внерабочее время в соотношении примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9–9,5 ч на восстановление I сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека – сон, личную гигиену, прием пищи и т.п., а оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, досуг. Понятно, что изменение продолжительности любого из названных временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению других.

Затраты времени на передвижение на работу и обратно определяются типом населенного пункта (город, поселок, село), удаленностью жилья от места работы, состоянием дорожной сети, видами транспорта и т.п. Социальные исследования показывают, что в условиях крупного города передвижение на работу и обратно занимает у человека в среднем 1 – 1,5 ч ежедневно.

По данным тех же исследований, у работающего человека не менее 2,5–3 ч в день уходит на домашние дела, в частности на приготовление пищи, покупки товаров и т.п. Затраты времени на эти цели непосредственно зависят как от места жительства (городской район, пригород или удаленный поселок), так и от развитости социальной инфраструктуры, доступности объектов социальной сферы, благоустроенности быта, – а все это по-прежнему остается в России слабым звеном социальной сферы.

По этим показателям наша страна уступает государствам Западной Европы, США, Австралии, Японии и другим странам, имея при этом огромный, но не задействованный полностью социальный резерв. Поэтому так злободневны для россиян проблемы строительства жилья, улучшения жилищно-коммунального обслуживания, повышения уровня технической оснащенности домашнего хозяйства за счет более широкого использования электробытовых приборов и машин, упорядочения работы пассажирского транспорта, торговых предприятий и различных служб, оказывающих услуги населению.

Возвращаясь к слагаемым внерабочего времени, нужно констатировать, что если из оставшихся после восстановления сил и удовлетворения естественных физиологических потребностей 6,5–7 ч отнять время передвижения на работу и обратно (1 – 1,5 ч), а также время, затрачиваемое на домашние дела (2,5–3 ч), то останется чуть более 2 ч. По иронии судьбы это в будний день (по субботам, воскресеньям и праздникам расклад внерабочего времени может быть иным) и есть свободное время работающего россиянина, которое он должен использовать и для отдыха после работы, и для выполнения домашних обязанностей, и для физического и духовного развития, обогащения личности. [1, 142]

Свободное время выполняет следующие основные функции: 1) отдыха и восстановления израсходованных физических и умственных сил; 2) развития физических и умственных сил и способностей; 3) развлечения и общения. Эти функции реализуются в различных видах деятельности в свободное время. [6,178]

Поскольку историческое развитие общества неизбежностью приводило к изменению содержания его жизни и жизни индивидов, то, естественно, что менялась и содержательная сторона свободного времени, которая была наиболее полно исследована уже в XX в. как в зарубежной, так и отечественной социологии. При этом главное внимание было уделено методологической стороне изучения проблемы В частности, исследовались сущность, основные функции, соответствующее специфике XX в. содержание свободного времени и его социально-индивидуальная значимость.

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы