Основной риск для предприятий подобного рода – отсутствие заказов, когда первоначальные и текущие расходы предприятия не покрываются доходами. Этот риск можно снизить двумя путями:
1. Снижение первоначальных и текущих расходов до минимального уровня – минимизация потерь.
2. Дополнительное вложение денег в рекламу и маркетинг, увеличивающие вероятность получения заказов.
Первый путь в чистом виде не является правильным – можно вообще не вкладывать денег в создание предприятия. Чем меньше денег будет вложено в маркетинг, тем менее вероятно появление заказа.
Второй путь, как правило, приводит к удаче, но не всегда возможен из-за ограниченности в средствах.
Оценить эффективность рекламы и маркетинга можно только на основании опыта конкурентов и экспертных оценок.
Второй риск – недобросовестность поставщиков. Прибыль от полученного заказа не покрывает расходов на материалы, кроме этого, для завершения работ предприятию может не хватить собственных оборотных средств.
Избежать этого риска возможно:
- при правильном выборе поставщика (на основе рекомендаций);
- при отсутствии предоплаты;
- при использовании аккредитива.
Третий риск, приводящий к потерям – прекращение финансирования от клиента. Для снижения этого риска необходимо:
1. Составление договора, предполагающего штрафные санкции за просрочку платежей от заказчика (100% предоплата невозможна).
2. Приостановка работ в случае задержки платежа (в этом случае потери, связанные с полным прекращением финансирования, все равно будут).
3. Максимально возможный аванс.
4. Наличие кредитной линии или собственных оборотных средств для продолжения строительства с целью сбыта домокомплекта по более низкой цене (себестоимость минус авансовый платеж) местным покупателям для покрытия уже понесенных издержек.
Кроме этого, имеются менее вероятные риски, связанные с производством продукции:
1. Значительный рост себестоимости продукции по сравнению с планируемой (снижается при помощи резервов, заложенных в сметную стоимость домокомплекта).
2. Задержки в поставках материалов и комплектующих, приводящие к простоям и увеличению как накладных расходов, так и расходов на оплату труда.
3. Непредвиденный рост курса рубля по отношению к твердой валюте (наблюдается в настоящий момент и приводит к увеличению себестоимости).
Следует выделить в отдельную группу риски, связанные с невыполнением обязательств перед заказчиком.
1. Непредвиденное увеличение срока изготовления домокомплектов.
2. Более низкое качество домокомплекта, нежели указано в договоре.
3. Ухудшение качества, как в результате недобросовестности поставщика, так и из-за погодных условий, условий транспортировки и хранения домокомплекта до его сборки на фундаменте.
4. Ухудшение качества домокомплекта в результате его неправильной эксплуатации потребителем (отсутствует при работе с посредником, который принимает этот риск на себя).
Форс-мажорные риски и риски, связанные с ущербом, причиняемым третьими лицами, следует страховать как на время производства домокомплекта, так и во время его транспортировки.
Экспертная оценка рисков в долл. США в расчете на один домокомплект (кроме 1-го пункта) приведена в таблице 3.4.
Таблица 3.4. Экспертная оценка рисков в расчете на один домокомплект, долл. США
Риск |
Без мероприятий, направл. на снижение |
С мероприятиями, направлен. на снижение |
Вероятность возникновения |
Вероятность возникновения | |
Отсутствие заказов в течении квартала |
20% |
15% |
Недобросовестность поставщиков |
50% |
5% |
Прекращение финансирования от клиента |
20% |
5% |
Значительный рост себестоимости продукции по сравнению с планируемой | ||
Задержки в поставках комплектующих на 1 неделю |
50% |
30% |
Непредвиденный рост курса рубля по отношению к твердой валюте | ||
Непредвиденное увеличение срока изготовления домокомплектов. |
5% |
2% |
Более низкое качество домокомплекта, нежели указано в договоре. |
10% |
2% |
Ухудшение качества комплектующих. |
30% |
5% |
Ухудшение качества домокомплекта в результате его неправильной эксплуатации |
20% |
2% |
Форсмажорные риски |
3% |
1% |