Анализ деятельности ряда российских предприятий показал, что при построении системы контроля на предприятии рекомендуется устанавливать трехэтапный контроль: предварительный, текущий, итоговый. Установление трехэтапного контроля обусловлено необходимостью повышения адаптивности предприятия к изменениям внешней и внутренней среды, в том числе и за счет контроля как функции обратной связи не только за весь цикла управления, но и на каждом его этапе.
Какие же преследуют задачи при контроле результатов деятельности?
Задачи контроля результатов деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели контроля необходимо сформировать задачи контроля на предприятии применительно к этапам цикла управления.
На этапе предварительного контроля осуществляется контроль: процесса формирования целей (правильность выбора целей, проверка их на обоснованность и согласованность между заинтересованными лицами и группами, адекватность соответствия количественных показателей степени достижения поставленных целей и т.д.); ограничений, используемых при постановке целей; прогнозов, необходимых для постановки целей;
планов (обоснованность плановых заданий, проверка планов на полноту и согласованность, превращение плановых величин в контролируемые, установление допустимых границ отклонений контролируемых величин, реалистичность, адаптивность и т. д.).
Контроль планирования позволяет оценить и повысить качество составления плана. Оценивая плановые величины, можно оценить реальность плана и реальность рассматриваемых при его разработке условий, ситуаций, при которых он составлялся (степень устойчивости предприятия на рынке, динамика цен, степень спроса на продукцию и т. д.), а также возможные ошибки при составлении плана. При этом помимо неточности оценок возможных ситуаций могут быть и другие причины отклонений от плана, например ошибки в расчетах, неоднородность содержания планируемых и фактических показателей и т. д. Выявление данных причин позволит усовершенствовать сам процесс планирования и скоординировать планы с реальной действительностью. Чем раньше будет зафиксировано изменение ситуации, тем раньше можно актуализировать планы, соотнести их с действительностью.
На этапе реализации поставленных целей и планов осуществляется текущий контроль:
· плановых и фактических величин, в том числе затрат (в целом по предприятию и по группам контролируемых величин);
· состояния внутренней и внешней среды для выявления «слабых» сигналов о возможных отклонениях;
· выявления фактических отклонений от плановых;
· возможных причин отклонений;
· предложений для уменьшения степени отклонений.
Контроль реализации поставленных целей и задач позволяет выявить возможные ошибки и недостатки в управлении и предложить меры по их устранению.
На этапе итогового контроля деятельности предприятия подводятся итоги в целом по предприятию по достижению поставленных целей и разрабатываются мероприятия по ликвидации возможных отклонений в будущем.
Таким образом, в широком смысле функция контроля содержит в себе анализ и измерение количественных и качественных характеристик (показателей) деятельности предприятия, а также выявление причин отклонений контрольных величин от плановых, с тем чтобы повысить адаптивность предприятия к появлению возможных неблагоприятных ситуаций.
Отсюда следует, что основными задачами контроля являются:
· оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
· определение возможных отклонений и выяснение причин этих отклонений;
· осуществление корректировки управляющих воздействий, если она необходима и возможна.
Для успешной реализации поставленной цели и задач необходимо разработать модель контроля, формализовать порядок оценки отклонений интегрального показателя деятельности предприятия, задать предельные отклонения для частных показателей и величин и разработать процедуры анализа причин отклонений.
Как было ранее показано, на предприятии акценты должны быть смещены с простого фиксирования фактов отклонений в сторону перспективного, в некотором смысле опережающего контроля, ориентированного на будущее.
При этом контроль должен ответить на следующие вопросы:
& сможет ли предприятие достичь поставленных целей;
& какие альтернативные варианты есть у предприятия и насколько они эффективны с точки зрения достижения поставленных целей;
& с какими рисками придется столкнуться в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
& какие могут открыться перспективы у предприятия.
При организации контроля за результатами деятельности предприятия необходимо соблюдать ряд принципов:
& чем в большей степени менеджер ориентирован на достижение конечных результатов, тем в большей степени он нуждается в обратной связи, дающей информацию об эффективности его работы;