Каждый менеджер-практик при выполнении своих обязанностей и функций зачастую вынужден принимать управленческие решения в условиях неопределенности. Для ее уменьшения требуется проводить исследования систем управления (СУ) и уже на основе новых полученных знаний формировать необходимое решение. Особенно это относится к решениям проблем и задач стратегического и тактического характера. Участие менеджеров и всего управленческого персонала в исследованиях СУ не только является исключительно эффективной формой повышения их профессиональной квалификации, но и существенно способствует научности, динамичности, перспективности и в итоге конструктивному выполнению ими функций управления с более высоким качеством.
Для большинства управленческого персонала проведение исследований, связанных с совершенствованием управления на вверенных им местах, - это необходимая часть работы, так как без улучшения деятельности в объектах и субъектах управления социально-экономической системы предприятий в условиях конкуренции невозможно стабильно работать на том или ином рынке. Исследование становится неотъемлемой функцией управления.
При этом самое важное - создание и реализация инновационного потенциала предприятия, что опять-таки невозможно осуществить без исследовательских работ в области менеджмента. Усложнение возникающих проблем и процессов управления требует творческого подхода, что невозможно без проведения и использования результатов исследований, без внедрения передовых достижений науки в различных отраслях знаний, в том числе в психологии, экономике, технике и др.
Поэтому, естественно, что от деятельности менеджеров зависит результативность работы предприятия, доверие потребителей и его собственный авторитет.
При этом, "главными свойствами успешного менеджера высшего звена управления является способность обосновать стратегию и ясное видение будущего компании, что возможно лишь на базе проводимых исследований и выявление тенденций развития фирмы с учетом изменяющейся внутренней и внешней среды". [8, с.64] Только при наличии в фирме таких менеджеров у потребителей может быть сформировано доверие к ней.
Менеджеру исследовательского типа, как лидеру, необходимо обладать соответствующими свойствами. Наличие этих свойств должно обеспечивать выполнение требований и ожиданий потребителей, достижение целей и эффективность управления. Для этого менеджеру приходится выполнять многие роли, включая:
информационную;
управленческую, куда входит и исследовательская, обеспечивающая постоянное совершенствование всех элементов управляемой и управляющей подсистем;
согласующую;
представительскую.
Для успешного выполнения менеджерами работ по исследованию систем управления (СУ) они должны пройти специальный отбор, в ходе которого должно быть установлено наличие у них знаний и умений в данной области.
"Отбор конкретных менеджеров исследовательского типа может проводится на основе анализа качества каждого из возможных кандидатов. Для этой цели используются разнообразные способы, в частности;
• оценка кандидатов на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве исследователей СУ;
коллективная оценка кандидата как специалиста в данной области;
самооценка кандидата;
аналитическое определение компетентности кандидата;
анкетная оценка специалиста в области менеджмента и др." [7, с.134]
Очень часто применяют одновременно несколько способов. Например, способы самооценки и коллективной оценки качеств предлагаемого в кандидаты исследователя. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать исследователей с необходимыми качествами. Однако следует признать, что "…способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем самооценок и коллективной оценки". [7, с.134]
При этом всех потенциальных менеджеров-исследователей в зависимости от их качества и компетентности можно подразделять на семь классов (таблица 1).
Таблица 1 - Пример классификации менеджеров-исследователей в зависимости от их качества и компетентности
Класс |
Качество и компетентность |
1-й |
Очень высокое |
2-й |
Высокое |
3-й |
Выше среднего |
4-й |
Среднее |
5. - й |
Ниже среднего |
6-й |
Низкое |
7-й |
Очень низкое |