Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент имеет много общего со стратегическим менеджментом. Подтверждением сказанному может служить общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе управления предприятием, систематизация которых осуществлена по основным классификационным признакам (см. табл. 1)[2].
Таблица 1 Общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе принятия управленческих решений
Классификационный признак |
Стратегическое управление |
Инновационный менеджмент |
1. Время действия |
Осуществляется на период от 3 до 5 лет. |
Смена продуктового ассортимента должна осуществляться за период от 3 до 5 лет. |
2. Тип целей |
Направлено на выявление путей долгосрочного выживания. |
Нацелено на разработку путей перспективного развития. |
3. Основные функции |
Включает: анализ, планирование, реализацию и контроль стратегической деятельности предприятия. |
Включает: анализ, планирование, организацию и контроль инновационной деятельности предприятия. |
4. Учет факторов |
Основными факторами, учитывающимися при разработке стратегии являются: глобальные изменения во внешнем окружении, размещение ресурсов и стратегия НИОКР. |
При принятии решений в отношении стратегии НИОКР необходимо рассмотреть такие стратегические факторы, как: глобальные изменения во внешней среде, размещение ресурсов и корпоративную стратегию. |
5. Размещение ресурсов |
Для реализации стратегии распределение ресурсов осуществляется на основе портфельного анализа. |
Выделение ресурсов для осуществления стратегии выведения новых продуктов на рынок целесообразно проводить в рамках портфельного анализа. |
6. Уровень управления |
Разрабатывается высшим управленческим звеном. |
Осуществляется на высшем уровне организации. |
7. Система управления |
Для большей эффективности необходимо создание группы стратегического развития. |
Для большей результативности целесообразно организовать специализированное инновационно исследовательское подразделение. |
8. Степень важности |
Выработанная стратегия является основным ориентиром для всей организации. |
Разработанная программа инноваций является одним из основных направлений общей стратегии предприятия, т.к. она определяет генеральное направление производственного развития. |
9. Характер осуществления |
Необходимо осуществлять постоянно. |
Инновации целесообразно внедрять на постоянной основе. |