Общей целью маркетинга предприятия является получение желаемых доходов за счет своевременного реагирования на изменяющиеся условия рынка.
Маркетинговая деятельность на предприятии направлена на уменьшение неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях, связанных с производственной деятельностью, учета и анализа ранее принятых решений, в целях избежания повторения ошибок.
Конкретные цели маркетинговой деятельности:
ü выбор номенклатуры товаров, удовлетворяющих спрос;
ü определение доли рынка по изделиям;
ü формирование портфеля заказов;
ü оценка производственно-сбытовых возможностей предприятия;
ü подготовка предложений по конъюнктуре цен на рынках сбыта;
ü оценка конкурентоспособности предприятия;
ü концентрация усилий всех звеньев предприятия на поиск, разработку и освоение новых видов продукции.
Функции отдела маркетинга:
1) Оценка удовлетворенности потребителей качеством продукции в соответствии с требованиями ISO 9001:2000 по системе менеджмента качества;
2) Участие в выставках, семинарах и др.мероприятиях, предназначенных для налаживания контактов в бизнес-среде;
3) Рекламная деятельность;
4) Предложение продукции предприятиям и торговым организациям, изучение спроса на продукцию, проведение сравнительного анализа цен;
5) Обработка данных по остаткам. Динамика продаж;
6) Поиск товаров рыночной новизны, выявление его потребности, внедрение его в производство;
7) Выявление возможностей предприятия и проработка вопроса загрузки пустующего производственного оборудования.
Решение о проведении маркетингового исследования принимает начальник Управления продаж с учетом сложившихся ситуаций во внешней и внутренней маркетинговой средах предприятия. На подготовительном этапе основой для ведения маркетинговых исследований является сбор, накопление и обработка внешней и внутризаводской информации, а также обмен этой информацией между подразделениями предприятия. Далее определяются цели, задачи исследования, его тип и требуемая информация, а также выбирается тип отчета и обосновывается метод анализа информации. Эта информация поступает в виде отчетов о посещении выставок, бухгалтерских и финансовых отчетов, предварительно рассылаемых опросных листов, карт заказов, каталогов, сетей Internet, постановлений государственных органов, данных официальной статистики и др.
Результаты маркетинговых исследований оформляются в виде отчета и предназначаются для руководства с целью принятия управленческих решений с минимальным риском или максимальной полезностью для потребителей. При этом задача маркетинга – обеспечить руководителя и другие инстанции, ответственные за принятие решений, качественной маркетинговой информацией.