Коммерческая деятельность в торговле - охватывает все виды операций, направленных на совершение сделок купли-продажи товаров и услуг, осуществляемых предприятиями торговли с целью удовлетворения спроса оптовых покупателей и получения прибыли. Она является основным видом деятельности, который объединяет вокруг себя и подчиняет себе все иные виды деятельности в оптовой торговле.
Коммерческая деятельность предприятий оптовой торговли реализуется через: маркетинговые исследования рынка; управление ассортиментом и качеством товара; управление сбытом и координацию маркетинговых каналов распределения; продвижение товаров и услуг.
Маркетинговые исследования рынка включают:
изучение микроэкономических характеристик рынка и тенденций деловой активности на нём;
анализ распределения долей рынка между конкурентами и оценку новых потенциальных возможностей;
изучение новых товаров и услуг, сравнительную оценку их конкурентоспособности;
изучение оптовых покупателей и закономерностей их поведения, оценку новых потенциальных возможностей;
изучение ценовой политики;
анализ методов сбыта и существующих каналов распределения;
изучение способов стимулирования сбыта.
Управление ассортиментом и качеством товаров предполагает:
определение текущих и перспективных потребностей оптовых покупателей и конечных потребителей;
участие в формировании ассортиментной политики товаропроизводителей;
оценку конкурентоспособности предлагаемых производителем товаров с учётом их потребительских свойств, цены и потенциальной длительности жизненного цикла;
закупку товаров и формирование оптового ассортимента.
Опыт развитых стран показывает, что предприятия и организации торговли оказывают влияние на ассортиментную и ценовую политику производителей товаров массового спроса. Так, компания "Маркс энд Спенсер" (Великобритания) самостоятельно разрабатывает модели и технические требования к качеству ряда закупаемых у производителей товаров.
Управление сбытом и координация маркетинговых каналов распределения включает: поиск оптовых покупателей и установление договорных отношений с ними; формирование оптимальных товарных запасов и маневрирование ими; приёмку, хранение, подсортировку и отправку товаров покупателям; организацию транспортировки товаров; контроль за выполнением договорных обязательств.
Продвижение товаров и услуг предполагает:
планирование, организацию и проведение рекламных мероприятий;
организацию торговых выставок и демонстраций товаров;
персональные контакты и продажи оптовым покупателям;
стимулирование сбыта посредством предоставления оптовых скидок, премий и бонусов;
оказание дополнительных услуг покупателям.
Являясь промежуточным звеном для предприятий промышленности и розничной торговли, оптовые посредники не только обеспечивают физическое продвижение товаров, но и предоставляют своим партнёрам широкий круг различных услуг, прямо или косвенно связанных с процессом товародвижения. Эти услуги могут охватывать:
информационное и консультационное обслуживание;
помощь в поддержании оптимальных товарных запасов и управлении ими;
содействие проведению переговоров;
упаковку и маркировку товаров.
Оптовая торговля оказывает и финансовую поддержку своим партнёрам: осуществляет транспортировку товаров; обеспечивает содержание оптовых складов и складских запасов; предоставляет кредиты товарополучателям, принимая тем самым на себя финансовые риски за инвестированные в товары средства.
Наблюдаемая тенденция расширения перечня оказываемых услуг объясняется обострением конкурентной борьбы на товарных рынках. Однако практически все дополнительные услуги и действия оптового посредника отражаются на стоимости продвигаемых товаров и ведут к увеличению оптовых издержек обращения. В связи с этим важно обеспечить такое соотношение полезного эффекта для получателя и затрат на его создание, которое бы вело к общему повышению уровня конкурентоспособности реализуемых товаров и оптового предприятия в целом.