В рамках полного жизненного цикла (ПЖЦ) проекта можно выделить инновационную, инвестиционную и производственную стадии. Базовые параметры технологии и характеристики производимого на ее основе продукта устанавливаются (фиксируются) на инновационной стадии. В дальнейшем они реализуются через инвестиционный этап (создание производственных мощностей) и производственный этап (реализация рыночного потенциала).
Вероятность доведения инновационной идеи до ее промышленного освоения крайне низка, что связано со значительной неопределенностью и риском получения технически реализуемого результата, отвечающего требованиям экономической целесообразности. Поэтому принципиально важно в целях эффективного распределения ограниченных финансовых ресурсов и экономии времени проводить экономико-технологические оценки реализуемости инновационных проектов с целью их отбора на ранних этапах продвижения.
Существуют устойчивые характеристики финансовых потоков как положительных (доходов), так и отрицательных (расходы) в рамках ПЖЦ проекта, а также соотношения между ними, определяющие потенциальную экономическую эффективность всего проекта и его отдельных этапов. Это позволяет, например, определить экономически эффективные отрезки и цену входа-выхода для участника проекта. При управлении инвестиционным проектом важно определить начало периода утраты конкурентных преимуществ продукта, предшествующего уходу с рынка, т.е. точку снижения чистых финансовых потоков от реализации продукта (доходы минус расходы).
Недостаточная эффективность инвестиционных проектов в ряде случаев может быть повышена на основе проведения направленных НИОКР. Однако проведение исследований и разработок для улучшения технико-экономических характеристик существующего инвестиционного проекта связано со следующими особенностями:
1. Растет неопределенность получения эффективного результата и увеличивается риск его успешной реализации;
2. Дополнительно растут общие издержки по проекту, особенно на этапе исследования и разработки;
3. Увеличивается длительность реализации проекта и срок выхода продукта на рынок;
4. Изменяются потребительские свойства производимого продукта и/или технология его производства, что влияет на масштабы производства, цену, а также на конкурентные позиции продукта;
5. Изменяется длительность периода роста объема продаж продукта, насыщения рынка и ухода с него, что формирует финансовые потоки с иными характеристиками, чем при инвестиционном проекте, что определяет конечную экономическую эффективность проекта.
Изменения вносимые инновацией нуждаются в качественной оценке для определения ее эффективности по сравнению с базовым инвестиционным проектом. Например, повышенный инновационный риск влечет за собой относительное уменьшение дисконтированной стоимости проекта и дохода его участников в единицу времени. Увеличение периода нахождения в эффективной зоне производства за счет поддерживающих НИОКР при определенных условиях может компенсировать относительные убытки, связанные с высокорисковой оценкой.
Предложен подход к определению потенциальной эффективности инноваций с учетом применяемых методик оценки эффективности инновационных проектов, позволяющий учитывать выше названные особенности инвестиционных проектов.
Общий подход к эффективности – как к сопоставлению результатов и затрат. Применительно к инновационным проектам можно выделить следующие направления эффективности инновационного проекта (рис.8).
Возможна следующая классификация затрат на инновации:
1. По виду инновационной деятельности:
- затраты на НИОКР, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов;
- затраты на приобретение прав промышленной собственности и прочих научно-технических нематериальных активов;
- затраты на производственное проектирование;
- затраты на инструментальную подготовку, организацию и пуск производства, в том числе на программные средства, на подготовку и переподготовку персонала, на опытное производство и испытания;
- затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с внедрением новых или усовершенствованных продуктов или технологических процессов;
затраты на маркетинг, испытания рынка, рекламу.
Рис. 8. Показатели эффективности инновационного процесса
2. По виду затрат:
а) Первоначальные затраты (инвестиционные издержки):
- затраты на оплату НИОКР, приобретение лицензий;
- стоимость проектно-изыскательских работ;
- затраты на подготовку и проведение строительно-монтажных работ, на приобретение, монтаж и испытания оборудования, на содержание аппарата управления строящегося предприятия, подготовку персонала, создание социальной и технологической инфраструктуры, на преодоление отрицательных социальных и экологических последствий реализации проекта, страховые взносы в предпроизводственный период;