Задачей этапа является детализация и конкретизация проектной идеи. ПТЭА является переходным этапом от исследования благоприятных условий к ТЭО. Для государственных предприятий, которые должны выполнять государственный заказ, этот этап является начальным. Для проведения этапа ПТЭА требуется определенная степень детализации исходной информации и тщательность проверки проектных альтернатив. Структура предварительного технико-экономического анализа сходна со структурой ТЭО.
Этап включает в себя выполнение следующих работ (рис.6):
1. Проведение вспомогательных и функциональных исследований (обзор рынка, лабораторное тестирование, тестирование на опытном производстве) и критическая оценка результатов:
- исследование рынка производимого товара, включающее проектирование спроса и методы рыночного проникновения;
- исследование каналов снабжения сырьем и материалами, охватывающее анализ возможности доступа к сырью и продукции для производственного потребления, а так же тенденции изменения цен;
- лабораторные и испытательные тесты конкретного сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;
- исследование месторасположения производства и оценка транспортных издержек;
- экологические исследования, включающие оценку существующей экологической ситуации на месте предполагаемого размещения производства (выбросы отходов и пути их транспортировки), возможности внедрения низкоотходных технологий защиты окружающей среды, альтернативных вариантов размещения и использования альтернативных видов сырья и материалов, воздействие на экологическую обстановку производственного процесса в соответствии с национальными стандартами;
- анализ экономических масштабов проекта;
- анализ оборудования, которое может использоваться при реализации проекта (затраты на приобретение, установку и наладку, а так же производительность и производственные издержки в рамках конкретного проекта);
2. Разработка и оценка всех проектных альтернатив, при этом каждый альтернативный вариант оценивается по пунктам:
- проектные и корпоративные стратегии и сфера проекта;
- рыночная концепция и концепция маркетинга;
- снабжение сырьем и материалами;
- место расположения и экологическая обстановка;
- инженерный и технологический комплекс;
- организация и расходы по ней;
- трудовые ресурсы, в частности управленческие кадры, затраты на лабораторные исследования и испытания;
- график реализации проекта и бюджет проекта.
3. Проведение детализированного анализа эффективности концепции проекта.
4. Оценка проектной идеи как нежизнеспособной или как привлекательной для потенциального инвестора.