По каким основаниям идет систематизация нововведений?

Всякое новшество требует инвестиций. В мировой практике устанавливается 3 основания для систематизации.

1). По типу новшества.

2). По механизму осуществления.

3). По особенности инновационного процесса.

1). - материально - технические новшества (техника, технология, материалы).

- социально - экономические новшества (организационно - правовые формы предприятий, формы организации труда, социально - управленческие новации, правовые новации и т. д.).

2). - единичные новации (только на фирме)

- диффузные (распространимые, тиражируемые) новшества.

- завершенные новации.

- незавершенные новации.

3). - внутриорганизационный характер

- межорганизационный характер (несколько институтов разрабатывают, а потом объединяют - консорциум).

По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

· радикальные (базовые). Это принципиальные нововведения. Они приводят к формированию нового рынка и новых потребителей.

· комбинаторные - из уже известных конструктивных элементов.

· модифицирующие - обычно улучшения, дополнения.

Новшества отличаются по своему виду в смысле своего предшествующего прототипа:

· замещающие - полностью заменяют существующую продукцию (при тех же средствах).

· отменяющие - выполняют новые функции, отменяют существующее изделие.

· открывающие - продукция, не имеющая сопоставимых функциональных предшественников.

· ретровведения - новая технология при старых функциях.

В инновационном менеджменте существует некая взаимосвязь (относительно последствий). Вопрос: что первично - новый продукт или новый процесс. В современном предприятии все новые процессы взаимосвязаны, т.е. один вытекает из другого. Но чаще всего первичен продукт, т. к. технология чаще всего не нужна. Но возможны исключения.

Если экономические последствия технологии неудовлетворительны, то от нее можно отказаться.

Всякие нововведения нарушают равновесие в производственной системе и влияют на финансовую устойчивость предприятия. Экономисты разрабатывают механизм воздействия на дисбаланс.

Всякое новшество отличается уровнем (степенью) новизны, что является важнейшим элементом в конкурентной борьбе на рынке.

Существуют факторы, определяющие уровень новизны.

· оригинальность идеи, патента;

· величина ассигнований на инновационный процесс - чем выше ассигнования, тем крупнее процесс.

· коэффициент обновления основных фондов - чем выше коэффициент, тем крупнее новация.

· расходы по маркетингу.

· норма прибыли - на разных стадиях продукта норма прибыли разная. Но здесь нужно еще учитывать массу прибыли.

· величина объема выпуска (продаж). У нового изделия продажи слабые.

Новизна - свойство продукции, действующее в определенный период.

Новизна - совокупность свойств, характеризующих радикальное изменение объекта и дающих ему право называться новым.

На рисунке: Т - тот период, до которого изделие может считаться новым, судя по затратам.

С

Т

время

Длительность новизны продукции определяет длительность жизненного цикла изделия до достаточной проектной мощности выпуска нового изделия (через некоторое время новое изделие переходит в разряд серийных)

По степени новизны различают:

· абсолютную новизну.

· относительную новизну (относительно какого - л. признака: память, быстродействие и т. п.).

· частную - новыми изделиями являются отдельные элементы.

· условную - неординарное сочетание ранее известных элементов.

· рыночная новизна - новое для потребителя (н-р, моноблок).

Понятие новизны может рассматриваться с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя. Для производителя изделие может быть новым, а для потребителя - нет (н-р, техническая новизна, а рыночной может и не быть).

Рыночная новизна характеризуется следующими свойствами:

* расширение круга потенциальных потребителей

* увеличение числа выполняемых функций

* изменение потребности потребителя.

Затраты могут быть единовременными и текущими (удельными). Могут быть эксплуатационные затраты.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы