В настоящее время, по оценкам ученых, насчитывается свыше 250 различных методов прогнозирования, но на практике используются не все.
Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать – способ получения прогнозной информации, третьим – общий принцип действия методов прогнозирования.
Прежде чем перейти к ознакомлению с классификационными группами методов прогнозирования, на мой взгляд, необходимо дать определение понятию метода прогнозирования. Под ним следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних), эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их применений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
Научно обоснованная классификация дает возможность увеличить число приемов (модификаций) на нижних уровнях классификации, куда могут быть внесены новые элементы.
Рис. № 5. Схема классификации методов прогнозирования
По степени формализации метода прогнозирования, можно разделить на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. Эти методы основаны на предварительном сборе информации (анкетирование, интервьюирование, опрос) и ее обработке, а также на суждениях экспертов (эксперта).
При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос – ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.
Метод коллективных экспертных оценок включают в себя: метод "коллективной генерации идей (мозговая атака)", который основан на актуализации творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контридей, метод "Дельфи", который основан на обработке данных анонимного анкетирования с учетом использования результатов предыдущего тура опроса.
В группу формализованных (фактографических) методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования.
Экстраполяция – изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее. К этой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних.
Моделирование – исследование поисковых и нормативных моделей прогнозируемого объекта в свете ожидаемых или намечаемых изменений в его состоянии. К подгруппе моделирования относятся методы: структурное моделирование, сетевое моделирование, матричное моделирование.
Метод "регрессионные модели" – это статистические модели уравнений. Эти управления с целью нахождения значения некоторых переменных и оценки их влияния на искомую величину.
Метод "эконометрическое моделирование" – основан на более широком применении регрессионных уравнений. Этот метод сложен и дорогостоящ.
Метод "экономические индикаторы" – в основе этого метода лежит социально-экономическая статистика. Дорогостоящ.
Метод "временные ряды" – последовательность множества точек во времени, составляющих определенные промежутки. Совокупность ежедневных, еженедельных, ежемесячных параметров образует временной ряд. Разработка анализа временных рядов за прошлые периоды является хорошей заявкой на их усовершенствование в будущем.
Метод "нейронных сетей" – этот метод дает представление о реальном уровне спроса на продукцию, услуги на конкретный период в будущем. При составлении прогноза спроса учитывается влияние таких факторов как; место распределения продукции, услуг: климатические условия, потребительские способности покупателей.
Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические и опрос экспертов. В качестве информации используется фактографическая и экспертная информация.