Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Некоммерческий маркетинг (НМ) имеет свои специфические цели и задачи - деятельность его ведущих субъектов - институциональных учреждений, имеющих общественную значимость и полезность. Это есть - государственные, федеральные и региональные, а так же муниципальные учреждения, организующие и обеспечивающие оборону, национальную безопасность, охрану окружающей среды, правопорядка, здравоохранение, образование и т.д. Субъекты НМ:
1.Международные и национальные общественные организации с широким охватом целевых групп общественности ( общества Красного Креста, церкви, фонды и т.д.)
2.Организации, союзы и объединения, защищающие коллективные интересы населения: торговые палаты, клубы и т.д.
3.Политические партии и массовые движения. выдающиеся личности.
Территориальный маркетинг - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения мнений, намерений и поведения субъектов внешних по отношению к данной территории.
Целевые направления - принадлежность, престиж территории (места) в целом - привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых. трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов.
Для реализации своей цели маркетинг территорий вырабатывает комплекс мер, обеспечивающих:
- формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;
- расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных. региональных программ.;
- привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов;
- привлечению инвестиций;
- стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах;
Способы и инструменты маркетинга территорий:
- политические, правовые, научно-технические и другие действия и акции, направленные на развитие деловой, социально-экономической, культурной жизни территории,. соответствующей инфраструктуры;
- коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существовании имеющихся у нее преимуществ.
Маркетинг страны - использование внутренних и притяжение внешних, финансовых и квалифицированных кадровых ресурсов, активизация внешнеэкономической деятельности, вовлеченность в международные проекты (продвижение имиджа страны). Имидж страны - социально-экономический, деловой, финансовый и др.
Маркетинг регионов - проведение их позиционирования среди других регионов, а также на международных рынках сбыта. Он поможет регионам и центру увидеть, на каких направлениях деятельности и на каких рынках сбыта данному региону целесообразно играть роль лидера отечественной экономики.