От латинского conflictus столкновение
Конфликт -
тип взаимодействия, столкновение интересов, которые трудно удовлетворить одновременно. Основные элементы конфликта:
1. Конфликтная ситуация -ситуационное противоречие
2. Инцидент - действие со стороны оппонентов. направленные на достижение их целей. противоречащих целям друг друга.
3. Эмоциональные переживания участников
4. Необычное поведение участников - желание отстоять свою правоту.
Оппоненты
- - участники конфликта. Важно учитывать ранг
оппонента - сравнительная сложность его структуры. Например, личность группы, социальный институт. Следовательно сила оппонента определяется его рангом + признание этого ранга обществом. следовательно сила оппонента определяется не только его внутренними ресурсами, но и приоритетами в обществе.
Основные типы:
а) по рангам участников: - внутриличностные; -между личностью и группой; - межгрупповые
б) на основе: -эмоциональные; - мотивационные; - деловые
в) по характеру возникновения: - объективные целенаправленные; - объективные нецеленаправленные; - субъективные целенаправленные; - субъективные нецеленаправленные
г) по результатам: - деструктивные; - конструктивные
д) по степени управляемости: - прогнозированные; - запланированные; - контролируемые; - управляемые
Причины:
конфликты порождаются тремя системами, составляющими организацию:
-организационно-технологической;
- экономической;
- микросоциальной.
Все они рассматриваются в русле следующих характеристик:
- элементы и связи между системами;
- цели системы;
- вырабатываемые ею продукты;
- потребляемые ресурсы;
- функционирование элементов по отношению к системе;
- функционирование системы по отношению к элементам.
Разрешение.
Важнейшая предпосылка - проникновение в замысел и психику противника.
Правила разрешения конфликтов:
1. Не сравнивать степень вины участников.
2. Начните разговор с описания конкретной
ситуации, которая Вас не устраивает.
2. Выскажите, что Вы чувствуете
с связи с конфликтом (я боюсь, я переживаю, опасаюсь) - от объективного переходите к субъективному.
4. Постарайтесь выслушать другую сторону (хотя бы чтобы проникнуть в сознание).
5. Разберитесь в скрытых мыслях, допущениях (не надо придумывать и додумывать до другого).
6. Выскажите конкретные
предложения по изменению ситуации. поведения.
7. В завершение - обсудите, что произойдет, если изменения будут приняты.
8). Удержитесь от комментариев, подводя черту под разговором, или сделайте их в позитивном плане.
Необходимо найти цель которую можно достигать вместе и тогда конфликт пропадет.