Организационная культура- специфическая характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способа постановки и организации дела.
Корпоративная культура(КК) - то, что определяет, что хорошо и что плохо для фирмы. Свод писанных и неписаных правил, некий образ поведения. КК определяет все - от внешнего вида до образа мыслей.
Культура организации - мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
Организационная культура формируется в процессе совместного преодоления людьми, работающими в данной организации, трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции.
К трудностям внешней адаптации относится все, что связано с выживанием организации во внешнем окружении - определение своей рыночной ниши, установление контактов с партнерами и потребителями, выстраивание отношений с властями, победы в соревновании с конкурентами и т.д. Преодолевая трудности внешней адаптации, организация учится выживать. Результатом этого научения становятся согласованные представления о миссии (основном предназначении) организации, о целях. о средствах достижения этих целей, о критериях оценки результатов работы и о стратегиях корректировки направлений развития случаях неудач.
Внутренняя интеграция - это становление отдельных людей коллектива в эффективную команду. К проблемам внутренней интеграции можно отнести: распределение власти, преодоление конфликтов между отдельными людьми или группами, притирку стилей работы, поведение, общения и т.д. Преодолевая трудности, связанные с объединением отдельных людей в единую команду, организация приобретает знания о том, как следует работать вместе. Формируются общие для всех: язык общения, критерии определения того, кто "наш", а кто "не наш", критерии и правила распределения власти и статуса. правила неформальных отношений внутри организации, критерий распределения поощрений и наказаний, внутренняя идеология. Формируется "внутренний устав" (часто негласный) - свод норм и правил поведения и взаимоотношения внутри организации.
В разных фирмах появляются программы развития корпоративной культуры, включающие различные мероприятия: от достаточно простых (типа пошива флагов и написания гимнов) до комплексных. длительных и дорогостоящих (проведение исследований, совещаний, тренингов и т.д.)
Элементы корпоративной культуры:
- лидерство; - дар предвидения; - отслеживание динамики изменения отрасли; - работа со СМИ; - кредо фирмы; - установление высоких стандартов деятельности, их соблюдение; - гласность при достижении любого положительного результата; - обязательное вознаграждение за успехи и наказание нерадивых; - сотрудничество, партнерство, дисциплина, лояльность, корпоративная гордость.
Типы организационной культуры:
1. “Культура власти” - особую роль играет лидер. его мнение. способности, качества в организациях с жесткой иерархической структурой. Организация может быстро реагировать на изменение ситуации. быстро принимать решения и исполнять их.
2. "Ролевая культура" - строгое распределение ролей и специализация участков. Организация функционирует на основе системы правил. процедур и стандартов деятельности, что гарантирует эффективность, организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде.
3. "Культура задачи" - ориентация на решение задач, реализацию проектов. Эффективность определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Культура эффективна, когда ситуативные требования являются определяющими в деятельности организации.
4. "Культура личности" - организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей.