Менеджмент - процесс управление в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди составляют орган управления.
Объектом менеджмента
являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.
Принципы
- руководящее правило, которому необходимо следовать при выполнении той или иной задачи. Принципы носят объективный характер:
1. Общенаучный (философия, экономика).
2. Общая теория управления, закономерности, которые являются регуляторами.
3. Специальная теория управления.
Общие принципы управления:
1. Эффективность. т.е. максимализация эффективности (= результат : затраты).
2. Принцип ориентации на разные критерии: социальные, экономические, экологические.
3. Принцип системности или комплексности (нельзя решать одну проблему без учета другой. только прямых и обратных существенных связей).
4. Сочетание стратегического и оперативного.
5. Принцип оптимального сочетания рыночного и нерыночного.
6. отраслевого и территориального.
Принципы, обеспечивающие функционирование объекта:
1. Принцип оптимизации - какое решение должен принять руководитель, сконцентрировав всю полноту власти в своих руках или раздать большую часть своим коллегам? Чему отдать предпочтение - централизации или децентрализации? Какая структура управления в конкретной производственной ситуации является оптимальной?
2. Принцип делегирования полномочий - передача своих возложенных обязанностей компетентным сотрудникам.
3. Принцип соответствия: Основа (Тейлор): выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя. Необходимо использовать это каждому руководителю при подборе и расстановке кадров и в первую очередь при оценке собственных возможностей.
4. Принцип автоматического замещения отсутствующего.
5. Принцип первого руководителя: при выполнении важного задания контроль осуществляется первым лицом.
6. Принцип одноразового ввода информации: однажды введенная в долгосрочную память компьютера информация может использоваться неоднократно.
Субъекты
- производители, посредники, потребители, а также социальные институты, органы управления, сфера торговли, СМИ, системы образования.