Менеджмент - это процесс управления в организации, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления.
Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает особые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого.
Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде всего в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов.
1. Цель
- развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.
2. В государственной структуре методом оценки результатов
является уровень доходов, в коммерческой организации - доход.
3. Государство отчитывается перед избирателями - форма отчетности
, коммерческой - перед акционерами.
4. Степень ответственности- государство несет ответственность перед народом.
5. Система стимулов
в коммерческой организации - материальное стимулирование. В государственной службе - льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.)
Реализация
функций в государственной службе - планирование, прогнозирование, целеполагание. Государственная структура формирует целевые программы.
Формирует: собственную финансовую политику; собственную инфраструктуру.
В производственной структуре формируется цель - стабильность заказа, получение прибыли.
Сфера услуг, производство товара на своей территории.
Мотивация
- в сфере: определенных социальных гарантий; продвижения; контроля.
Менеджмент в государственной службе
1. В новом подходе - конкуренция по предоставлению услуг.
2. В традиционном менеджменте - монополия по предоставлению услуг.
В традиционном менеджменте - человек - помеха деятельности, в новом подходе человек - клиент.
традиционный менеджмент |
новый подход |
1. монополия |
конкуренция |
2. человек помеха |
человек клиент |
3. механизм бюрократии |
механизм - рынок |
4. существуют определенные правила и процедуры |
менеджмент участник (формирование команды под какую-то программу) |
5. борьба с проблемой |
предотвращение проблем |
6. измерение затрат |
измерение результата |
7. контроль бюрократический |
общественный контроль (отчет перед населением) |