Образование новых фирм

Образование новых фирм является неотъемлемой составной частью процес­са совершенствования конкурентного преимущества в экономике. Начинающие с нуля конкуренты используют новые технологии, обслуживают новые сегмен­ты, выступают поставщиками необходимых товаров и услуг производствен­ного назначения или предоставляют специализированные услуги. Фирмы из смежных отраслей, расширяющие спектр своей деятельности, которые вступают в новую сферу деятельности, располагая базой в другой сфере, приносит с собой новое умение и ресурсы, которые оказывают влияние на конкуренцию в отрасли и часто подстегивают процесс внедрения новшеств. Образование новых фирм является существенным элементом усиления национального "ромба" и созда­ния кластеров.

Образование новых фирм не только имеет важное значение для процесса совершенствования в экономике, но и смягчает действие некоторых опасных сил, подрывающих экономический прогресс. Образование новых фирм необ­ходимо для того, чтобы заменить рабочие места, высвобождающиеся в сложив­шихся отраслях и сегментах по мере увеличения

их производительности. Если процесс образования новых фирм начинает хромать, перспективы создания новых рабочих мест могут стать мрачными, а это заставит рабочих и их проф­союзы занять более жесткую позицию. При обилии рабочей силы и замедлении роста зарплаты фирмы менее склонны вкладывать деньги в повышение квали­фикации рабочей силы и повышение производительности. Правительство волей-неволей идет на проведение неудачных политических акций, рассчитан­ных на сохранение рабочих мест в краткосрочной перспективе за счет долгосрочного конкурентного преимущества. Пропадают стимулы к капиталовло­жениям за границей в целях глобализации стратегий, угрожаемые секторы подпитываются субсидиями, а сложившиеся отрасли начинают добиваться успеха в обеспечении защиты от иностранной конкуренции.

Правительственная политика оказывает влияние на образование новых фирм косвенно, посредством ее воздействия на цели, о чем говорилось ранее. Пожалуй, самым крупным отдельным показателем предпринимательской активности является готовность идти на риск. Это вопрос не только вознаграж­дения за успех, но и отношения к неудаче. Для США и Италии благом является тот факт, что неудача там не оставляет на неудачнике клейма. В Германии, Швейцарии, Великобритании и Сингапуре, однако, неудачу склонны рассмат­ривать как личную катастрофу. Правительство может лишь частично и терпеливо оказывать влияние на такого рода настроения.

Образование новых фирм не может процветать без сильной приверженно­сти к конкуренции. Политических решений, направленных на защиту сложив­шихся конкурентов, следует избегать. Следует отдавать предпочтение выходу фирмы на рынок, а не слиянию с другими.

Другой существенной составной частью процесса образования новых фирм являются идеи. Постоянные государственные капиталовложения на всех уров­нях в технические училища, колледжи и университеты, а также в универси­тетские исследовательские усилия, связанные с такими учреждениями, могут сыграть важную роль в взращивании новых фирм и отраслей. Правила, касаю­щиеся обращения с патентами и деятельности факультетов в университетах, не должны отпугивать от этого процесса.

Еще одним важным элементом в образовании новых фирм является капитал. Прямое предоставление правительством рискового капитала или субси­дии для новых предприятий обычно неэффективно. Бюрократизация и неспо­собность отбирать хорошие проекты ведут к неудачному выбору. Гораздо более целесообразным решением является поощрение частного рискового капитала через налоговые льготы в отношении долгосрочного приращения капитала, поскольку более вероятно, что в этом случае будут применяться рыночные критерии. Наличие рискового капитала, однако, не приведет к успешному образованию новых фирм, если только другие части национального "ромба" не складываются благоприятным образом.

Наконец, правительственная политика должна быть восприимчива к реаль­ностям фактического процесса создания новых фирм. Правила и предписания могут лечь особо тяжелым бременем на маленькие фирмы. Желательно, чтобы правила в отношении новых компаний были хорошо отработаны и целенаправ­ленны.

Разделы