Важнейшей задачей региональной политики ближайшего периода является поддержка " точек роста" в виде промышленных центров, районов с высокоэффективным сельским хозяйством, свободных экономических зон, технопарков и инновационных центров.
Для стимулирования деловой активности в регионах приоритетного развития целесообразно предоставление субъектам хозяйствования налоговых льгот, субсидий и кредитов.
Перспективные направления региональной политики определены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г, которая предусматривает, что для её реализации необходимо во все возрастающей мере опираться на возможности и инициативы местных органов государственного управления и самоуправления соответствующих регионов, поскольку многие жизненно важные проблемы жизнеобеспечения и безопасного проживания населения решаются именно на этом уровне.
В какой же форме должно осуществляться управление городом в настоящее время? Ведь все масштабные задачи, связанные с переходом к рынку, в первую очередь будут решаться на местах, конкретных территориях теми органами, которые больше всего приближены к людям.
Крупицы этого нового опыта накапливаются. Но пока это не система. Самостоятельность регионов ограничена, и новый творческий подход к управлению - всего лишь отдельные, локальные факты. В полном объеме Закон " 0 местном управлении и самоуправлении” не работает, хотя сам по себе он представляет хорошую нормативно-правовую базу для территориального управления. Не случайно законодательные основы об управлении территориями не изменены в новой Конституции (допол- нения 1996г.).Осталось только запустить механизм в действие.
Основные цели управления городом заданы политикой государства "человек, его права и свободы и гарантии их реализации являются нашей ценностью и целью общества и государства". Такого рода стратегическая цель нуждается в менеджерской переработке на местах для придания ей оперативной, более конкретной формы и приведения в соответствие с имеющимися ресурсами. На местном уровне она уже звучит по-новому:
- разработка схемы управления народным хозяйством (функция планирования);
- организация охраны общественного порядка и прав граждан (функция организации и координации);
- разработка планов экономического и социального развития, городских программ, местного бюджета (Функция планирования);
- принятие конкретных мер по осуществлению этих программ, планов и бюджета (функция организации).
Значительное влияние на активность и результаты управления отдельными территориями оказывает макроэкономический уровень, так называемая сложность внешней среды, т.е. совокупность множества Факторов, на которые организация обязана реагировать в случае изменения хотя бы одного из них. Среди этих факторов особо негативную роль играет нестабильность законов и возрастание централизованного воздействия высших уровней власти на управление территорией.Ясно, что экономические законы, нормативная база, инструментарий по их применению не могут изолированно существовать на отдельно взятой территории.
Ни одна территория не будет иметь развития без гарантий устойчивости налоговой системы. Район и город в целом не обладают достаточной финансовой самостоятельностью, чтобы решать задачи как возложенные центральной властью, так и вытекающие из проблем развития города. А это значительно ограничивает возможность разработки долгосрочных концепций развития города.
Особенно большое значение для территориального развития имеет государственная инвестиционная политика в виде дотаций и субсидий, квот, нормативов, ориентированных на специальные фонды развития.Пока же системности в этой работе нет, деньги на погашение дефицита бюджета поступают с нарушением сроков, что мешает планировать инвестиционную деятельность.