В периоды экономического роста для Федеративной Республики Германии в 50-60-е годы роль государства сводилась к так называемой концепции «политического кейнсианизма» направленной на то, чтобы сглаживать колебания экономической конъюнктуры во избежание эконо- мических кризисов и безработицы.
В наши дни с поворотом к расширенной государственной деятельности правительства принимать решения, а также к разработке соответствующего инструментария для нижестоящих административных структур. Государство представляет те блага, которые не могут быть предложены на основе самоокупаемости- частной экономикой:
здоровье,образование,пенсионное страхование,выплата пособий по безработице. Но государство выполняет еще и функцию " обсорбации рисков" в отношении последствий технологического и общественного развития для окружающей среды. Но несмотря на эти несомненные преимущества, рыночная экономика не застрахована от кризисов, так как государственные органы не могут в полном объеме проводить перспективное планирование и управление вследствие автономии рынка и воздействия общественных групп на государственные решения. Однако с помощью эффективной системы управления, оптимизации ее структуры государство стремится минимизировать вероятность социальных потрясений.
Федеративная Республика Германия является федеративным государством в котором государственная власть распределена между центром (федерацией) и землями. Как федерация, так и земли имеют законодательные органы, решения которых в ФРГ, как правовом госу- дарстве, выполняются посредством исполнительных органов, представляющих собой исполнительную власть. Конституция строго разграничивает их полномочия. Большинство прав передано землям, которые децентрализованно с учетом региональной специфики осуществляют управление. Такая сдержанность в отношении исполнительной роли центра обеспечивает равновесие власти между центром и землями.Центр имеет органы высшей ступени, большинство из которых не имеют собственной административной базы, их деятельность распространяется на всю страну, однако они не имеют нижестоящих инстанций. Отдельные земли по разному регулируют вопросы своей административной структуры,так,например, структура городов со статусом федеральных земель, таких как Гамбург или Бремен, существенно отличается от системы управления такой крупной землей как Северный Рейн-Вейфалия.
При разработке региональных прогнозов в основном должны применяться методы экспертных оценок, логического моделирования, то есть качественного описания развития прогнозируемого явления, которые исходят из общих закономерностей экономического развития.
Территориальные планы представляли собой до последнего времени свод показателей предприятий, расположенных на данной территории. И если ранее за этими показателями стояли жесткие плановые задания, а затем исходные данные в виде экономических нормативов, контрольных цифр и т.д.,то в основе должны лежать намерения предприятий, зависящиеся от складывающейся ситуации на рынке сырья, кредитных ресурсов, а также на рынке производимой ими продукции. Разработка планов-прогнозов в регионах должна включать организацию информационных потоков о намерениях предприятий, объединений, концернов и других производителей по выпуску продукции с учетом вероятного состояния рынка в условиях действия установленных экономических регуляторов. Информация о намерениях предприятий должна представляться в виде унифицированных форм. Рассмотренная и обобщенная органами управления регионов она затем доводится до центральных экономических органов и служит основой для разработки системы материальных балансов в территориальном разрезе. При этом весьма важное значение имеет аналитическая работа территориальных органов управления с предприятиями с целью более полного использования производственного потенциала региона. Этому должна предшествовать паспортизация территорий, глубокий социально-экономический анализ развития региона и выделения основных проблем.